13luna (13luna) wrote,
13luna
13luna

Образовательные пятницы. Выпуск 3. Светотень

И снова в эфире с вами наши образовательные пятницы.

Сегодня хочу поговорить о светотени предметов.
На мой взгляд, светотень – это один из основополагающих моментов и в живописи, и в графике. Только благодаря свету мы вообще видим что-то, свет делает наш мир зримым. А правильная передача в изображении световой среды, правильное построение светотеневых отношений – это одна из первостепенных задач художника.

В чем сложность здесь.
В том, что у нас в принципе не один источник света, а несколько. Почему? Да потому что свет может быть как прямым, так и отраженным. Каждый предмет, который мы видим, отражает свет (поэтому мы и видим его собственно). Каждый предмет будет этим своим отраженным светом влиять/светить на предметы вкруг. Ну мы знаем об этом, да - если на белый подоконник поставить синий кувшин, то на подоконнике появится такой типа синеватый отсвет от этого кувшина. Вот это пример отраженного света. А на самом деле на подоконник будет падать отраженный свет не только от кувшина, но и от шторы, горшка с цветком, и от вас:) И задача художника – разобраться в этих взаимоотношениях, то есть разобраться в фазах светотени.

Выделяют следующие фазы светотени: прямой свет, полутона, блик, собственная тень, рефлекс, падающая тень, обратная тень.

И тут при рисовании важно помнить следующие два правила
1 - любая точка зоны света (блик, полутон, прямой свет) светлее любой точки теневой части (собственная тень, рефлекс, падающая и обратная тени);
2 – вы всегда можете разделить фазы, определить что светлее, что темнее внутри зон.
Второе правило очень важное, выполнение его придает объем предметам, правильно их позиционирует в пространстве относительно других предметов и «ставит» предметы на плоскость. Но оно легко выполняется, как только вы определитесь откуда у вас светит свет, т.е. где у вас и какие источники света и разберетесь что у вас в работе светлее, а что темнее. Если вы рисуете с натуры определиться с этим довольно просто, кстати, – нужно прищуриться, чтобы ресницы немного перекрывали зону видимости и посмотреть на предмет. Зоны слегка сольются и разница в яркости, например, своей и падающей тени будет очевидна.

Кроме яркости при светотеневой моделировке предметов важно определиться с отношениями «теплый-холодный». В последнее время я натыкаюсь на множество мастер-классов, где преподаватели при объяснениях категорично заявляют о том, что свет в любом случае следует писать теплым, а тень – холодной. Это не совсем полная информация. Да, если у нас теплый источник света, то свет в изображении будет теплым, а тень – холодной…. Но если у нас холодный источник света? Луна, например, светит вполне себе холодным светом. Электрические лампы есть с холодным спектром. Да и днем иногда, особенно зимой мы видим, что свет холодный. И приглядевшись к теням мы увидим, что тени при этом будут теплые. Соответственно в изображении мы должны отразить этот момент. Свет будет холодный, а тени теплые. Причем иногда это неочевидно при взгляде на натуру (или если вдруг вы пишете из головы и натуры нет совсем) и тут важно просто об этом правиле знать.
Тогда все получится:)

Ну что, отличной пятницы вам.
_____
Обсудить тему, а так же задать вопросы приглашаю в свой инстаграм - мой ник @13_luna
Tags: инстаграм, образовательные пятницы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments